Многим пользователям хорошо известны фирменные батарейки («Duracell Turbo», в частности) с функцией контроля заряда по технологии «POWERCHECK». По цвету нанесенной на них полоски, проявляющемся при нажатии на определенно место, можно судить о степени ее разрядки. Всем, кто хотел бы воспользоваться этими возможностями – потребуется разобраться с тем, как реализуется эта функция и как она влияет на состояние батарейки.

 

Принцип действия

По своей сути технология индикации разряда батареек очень проста. Она состоит в том, что на элемент наносится два слоя полимерного материала, в которые интегрирован резистор пленочного типа переменной ширины. Первый слой выполнен в виде нескольких разноцветных полосок с переходом по цвету от красного до светло-зеленого оттенка. Другой же представляет собой зависящую от температуры краску, становящуюся прозрачной при нагреве.

Для снижения теплоемкости такого образования между корпусом элемента питания и полимерной пленкой располагается тонкий слой бумаги.

Получившаяся несложная конструкция действует следующим образом:

  • при нажиме на выделенные пятачки пленка из полимеров деформируется и подсоединяет к интегрированному резистору плюс и минус питания;
  • за счет этого образуется замкнутая цепь с протекающим по ней электрическим током;
  • поскольку пленка неравномерна по толщине, то и нагревается она по-разному.

В местах с минимальным типоразмером нагрев осуществляется быстрее и наоборот.

Показатель разрядки

Благодаря рассмотренному свойству двухслойного покрытия при проверке батарейки происходит следующее. Как только контролирующий ее человек нажимает пальцами на выделенные участки – термическая краска в этих местах делается прозрачной и пользователь различает красный цвет (если батарея разряжена). В ситуации, когда ее заряд близок к полному, силы протекающего в цепи тока хватает для того, чтобы разогреть слой краски и проявить цветную полоску полностью (от красного до светло-зеленого оттенка).

При малом токе полоска прогревается в самом широком месте не очень сильно, в результате чего термический слой краски обесцвечивается лишь частично. Это свидетельствует о том, что батарея немного разряжена (часть светло-зеленого спектра в этом случае не видна). Если при очередном нажатии не удается различить даже красного участка полоски – это означает, что элемент разряжен полностью.

Обратите внимание: При желании рассмотренный способ проверки состояния зарядки может быть применен к любой батарейке.

Основная сложность, возникающая при его реализации – предварительно с элемента потребуется снять защитную пленку, чтобы наклеить полоску и измерить остаточный заряд.

Нужно также учесть, что при частых проверках состояния заряда батареек они постепенно «садятся» из-за контрольных токов разряда. В этом случае придется смириться с дополнительными издержками на покупку новых элементов.